Еще одна из полезных вещей для новых преподавателей «Вверха» — это не бояться говорить и высказываться. Многие совершенно прекрасные, интеллигентные люди часто боятся обидеть, показаться невежливыми, боятся спросить лишнее, затронуть болезненную тему. Несколько раз, например, у меня преподаватели спрашивали, а можно ли выгонять с уроков, а вдруг у человека какая-то травма. Как быть, если человек срывает урок, что делать и как не обидеть? Тут как с хирургом, если он будет трястись и думать над каждым своим движением, не причиняет ли оно дискомфорт в этот момент пациенту, то он вряд ли будет эффективным.
Ориентироваться следует на уважение к себе. Урок — это зона преподавателя (организационном смысле), он там главный, он тратит свои силы и время на эту деятельность, поэтому вопрос в том, на каких условиях он готов это делать.
Я точно знаю про себя, что могу абсолютно без сожалений выгонять ребят с урока, если на то есть основания. Передо мной сейчас сидит десять человек, девять из которых приехали черт знает откуда, уставшие и засыпающие, они тратят свое время и силы на занятия, а один из них самоутверждается за их счет и ему сейчас нужно что-то совсем иное, что-то чего я не могу/не готова дать. Поэтому из уважения к себе и к этим девяти людям, я должна выгнать сейчас того, кто срывает урок, отдать все, что могу этим девяти, а с саботажником разобраться позже. Мне кажется, это проявление уважения и к тому, кого выгоняешь. Таким образом я не поддерживаю его привычное поведение, показываю модель уважения к себе, а затем обсуждаю ситуацию и альтернативные варианты развития событий. Верю, делаю тем самым ему лучше. Возможно, я не права.
Иногда кажется, что нужно спасти всех и прямо сейчас, но за счет чего? Например, по часу ждать тех, кто опаздывает, я думаю, что это неуважение к тем, кто приехал вовремя.
Из-за разного уровня возможностей, способностей и знаний ребят в «Вверхе» чаще рекомендую во время занятий ориентироваться на сильных. Однако в этом году в группах есть экстра сильные ребята, и тогда мне кажется правильным ориентироваться по сильной части — это плюс-минус два-три человека сильных, при этом не сильно учитывая хвосты (имеется в виду кривая Гаусса). Если какие-то ребята заметно выпадают, то надо говорить о других условиях для них. Часто сильные в группе помогут со слабыми, могут стать локомотивом для преподавателя в группе.
Правила, конечно, можно и нужно сформулировать, но всегда будут присутствовать ситуации, когда будет непонятно, как себя вести.