ВВЕРХ в фокусе:
Правила жизни Кати
У нас часто спрашивают сколько требуется времени, чтобы пройти программу за девять классов, сдать экзамены, получить аттестат. Обычно мы теряемся с ответами. К нам приходят уже взрослые ребята после девяти лет школы восьмого вида, после или во время обучения в колледже. К нам приходят ребята с разной историей и разными способностями. Движет ими желание доказать миру и себе, что они ничем не отличаются от других, что они могут одолеть физику и математику, роман Толстого и пару фраз на другом языке, что могут на равных со всеми сдавать экзамены, на равных со всеми могут выбирать свою жизнь.

Одинаковых дорог не существует, кому-то потребуется три года на программу, а кому больше пяти лет. В прошлом году группа, в которой училась Катя, закончила девятый класс. Катя сошла с дистанции в мае, не получилось сдать математику и химию. В июне на выпускном ребята получали аттестаты, а Катя уже знала, что ей придется проходить программу очередной раз. На выпускном мы аплодрировали Кате, потому что сил на то, чтобы снова идти той же дорогой, нужно очень много.
Человек сам на себя может влиять. Если человеку что-то надо, то он будет это делать. Важно насколько человек этого хочет. Поэтому мне не запретишь учиться и снова пытаться, и биться о стены, даже если это никому не нравится. Я для себя решаю, и я иду. А сложности — это просто часть моей дороги.
Меня зовут Катя. Мне 21 год.

Я пришла в «Вверх» четыре года назад. Пришла, чтобы получить аттестат.
А аттестат — чтобы пойти учиться в общеобразовательный колледж, получить профессию, стать, например, парикмахером.

По коррекционному образованию нельзя пойти учиться на парикмахера. У меня не написано в свидетельстве об окончании о том, что я закончила коррекционную школу, но по набору предметов сразу видно: что-то здесь не то.

Коррекционное образование — это образование на базе пяти классов общеобразовательной школы. Это просто взять программу пяти классов и расширить ее на девять лет. Там, например, нет химии, физики, английского языка. Я думаю человеку все-таки полезно знать и химию, и физику. Например, знать, о том как двигается электропоезд и как работает двигатель в машине.

После девяти лет и свидетельства об окончании, я закончила колледж по профессии «швея». У меня был выбор: пойти учиться на швею или работать с землей, что-то там еще с компьютерами было связанное. Надо было что-то выбрать, и я пошла «на швею».

Параллельно, пока я училась в колледже, пошла учиться в «Вверх». Прошла через шестой, седьмой и восьмой класс. Я думаю, что «Вверх» дает возможность получить образование, государство ведь нам такой возможности не дает, оно говорит: ты получил свидетельство, иди этой дорогой, и неважно, хочешь ты этого или нет.

Учиться в «Вверхе» не очень сложно. Важно повторять. Каждый день по часу или два в день повторять то, что прошел в течение дня.
#каждый_день_вверх
Я думаю, что много ребят бросает «Вверх», потому что мы не привыкли пахать и работать по-настоящему, не привыкли ставить цели. В школе мы почти не учились, откуда у нас будет такой навык. Поэтому здесь сложно, поэтому многие бросают. Но я бы посоветовала тем, кто приходит сюда, не сдаваться, не смотря на сложности и тяжелую дорогу, просто идти дальше, пробивать стены. Самое главное — это не бросать.
Откуда берутся силы
К цели надо найти. Все сейчас в жизни об этом. Все вокруг говорят, что я не смогу. Отсюда и берутся силы, приходится доказывать всем, что смогу. Когда пришла в вечерку, родственники не очень это поняли, никто не верил, что смогу, говорили: зачем это надо, иди работай, ничего у тебя не получится.
Я другой?
В начальной школе я даже не понимала, что чем-то отличаюсь от других, что мы идем по какой-то другой программе, что есть разделение на классы. А когда пришло время выпускаться, то поняла, что никуда с этим свидетельством пойти нельзя, что нигде ты не нужен. Тогда мне стало обидно и непонятно, что с этим делать. Учиться всегда было не сложно, почти никаких домашек. С ребятами из класса я уже давно не общаюсь. Мне это неинтересно. Знаю, что все бывшие одноклассники без образования. Одна одноклассница растит ребенка, другая работает где-то в магазине.
Всегда продолжать идти
С тех пор как начала учиться, я стала сильная и упертая. Это я точно про себя могу сказать. Сильный человек — это тот, кто может решить свои проблемы. Поэтому думаю, что я взрослый человек. Работать я сейчас не успеваю из-за учебы. Но это в планах, я хочу съехать от родителей.

Когда мне говорят, что я не смогу, я стараюсь этого не слушать, просто продолжаю делать. В следующем году снова приду учиться в «Вверх», снова проходить девятый класс, буду снова стараться сдать экзамены. Если будет кто-то смеяться или обсуждать, что я снова пришла, меня это не будет сильно оскорблять. Я сильнее этого. Что мне до чужого мнения.
Зачем
Я не чувствую себя одинокой. У меня есть учеба, занятия, я каждый день прихожу в вечерку. На это я сейчас опираюсь, это помогает мне сейчас жить.

Мне важно работать, важно чувствовать себя частью общества. Важно что-то делать, просто сидеть дома я не смогу. Иногда и не важно, что ты делаешь, можно просто выходить из дома, разговаривать с людьми, видеть мир.

Нужна какая-то приблизительная цель, она будет помогать идти. Можно посмотреть что нравится делать и тогда хобби может превратиться в цель.
И если надо снова пройти девятый класс, то надо его пройти.
Я выросла в большой семье. У меня есть братья, родственники, дяди и тети. Мой брат учится в обычной школе, из семьи я одна закончила школу со свидетельством об образовании.

Дома не очень хорошо отреагировали на то, что я не сдала экзамены в этом году. Они ждали, что я уже все закончу с этой своей выдумкой про вечернюю школу. Говорили, что надо было больше заниматься. Не очень они меня поддержали. Видимо разочаровались, советовали бросить учебу и идти уже работать. Но сама я думаю, что просто надо продолжать.
Не школа для дураков
Если бы я могла что-то поменять в мире вокруг меня, я бы поменяла отношение людей к коррекционному образованию, чтобы общество не считало, что это позор. Я думаю, было бы лучше, если бы мир не делил школы на общую и коррекцию, можно ведь сделать общие с другой программой, более адаптированной, можно дольше учиться. Мне не нравится слово «коррекция», будто тебя изначально определяют «плохо понимающим». У нас много отправляли в класс коррекции из-за поведения и неусидчивости: голова у ребят хорошо варила, просто многие могли легко «послать» директора или учителя.

Я не распространяюсь о своем образовании, всегда что-то придумываю. Но думаю, что когда-нибудь смогу рассказать о своем прошлом. В этом году я смогла рассказать своему другу и крестной о вечерке. Объяснила им, что у меня нет общего образования, что сейчас учусь в вечерке, что такое бывает, что заканчиваю девятый класс, что, да, мне 20 лет и такое бывает. Они нормально отреагировали. А так больше никто не знает об этой части моей жизни. Даже родители никому об этом не рассказывают, а родственникам говорят, что я просто поздно пошла в школу. Знаете, есть еще шутка такая, что коррекция — это ШД, школа для дураков, как о таком можно рассказывать. Все просто думают, что я долго учусь.
Представляю себе карту
У меня нет любимых и нелюбимых предметов. Ко всем более-менее нейтрально отношусь. Просто надо учиться. Когда читаю книги, часто дохожу до середины и останавливаюсь. Последний раз так читала «Три товарища» Ремарка.

Мы не учили в школе географию. А сейчас, когда с кем-то разговариваю, уже лучше понимаю, кто из какого города и республики. Представляю это на карте. Так, конечно, интереснее жить. Если все отодвинуть, то я мечтаю путешествовать и побывать в других странах.
Я верю в будущее
Верю, что сначала закончу школу, потом колледж, освою профессию, найду работу, а потом у меня будет свой дом. Я верю в то, что все у меня обязательно получится в жизни. Я думаю, что я произвожу хорошее впечатление на людей. Я не люблю создавать проблем, просто есть свои цели, и я к ним иду.
Я не вижу разницы между собой и другими людьми. Между людьми, которых вижу на улице. Просто чтобы пойти учиться и приобрести профессию, нужно образование. Обидно быть лишенной выбора.
Made on
Tilda