Вверх в фокусе: Люба Лукина, 22 года


путь в «Вверх»

Меня удочерили. Я приёмный ребёнок.

Я могла бы пойти в массовую школу, но меня взяли в семью, когда я уже училась в пятом классе, то есть многое было упущено. Родители меня спросили: «Ты как хочешь? Пойти в коррекционную школу? Или в обычную, но при этом много заниматься с репетиторами?» Они понимали, что это большая нагрузка, и сомневались, смогу ли я с ней справиться в своём возрасте. Даже я понимала, что в пятом классе меня ждёт много новых тем, тот же английский, который дети учат чуть ли не с первого класса, и он куда сложнее, чем в коррекционной школе. Мы договорились, что я буду ходить в коррекционную школу.

У меня уже тогда была цель: после коррекционной школы пойти в вечернюю. Но когда я закончила коррекционку, возникла новая проблема: у меня были знания пятого класса, а в вечернюю школу принимают с уровнем восьмого-девятого.

Первый год после коррекционной школы я старалась догонять школьную программу сама. Но это очень тяжело. Поэтому я начала искать выход. В одной из социальных сетей наткнулась на человека, который хвалил Центр «Вверх». Он писал, что это вечерняя школа, где преподают с шестого класса по девятый. Сначала я не поняла, как это, спросила у него, и он мне всё подробно объяснил и сказал, что готов показать мне «Вверх».

Я решила рискнуть. Мы договорились с ним о встрече. Это было в мае. Он тогда ещё сказал, что готовится к аттестации. Я спросила: «У вас аттестация в июне? Обычно в школах начинаются контрольные в мае». Он сказал: «Да, у нас всё по-другому».

В конце июня я пришла подавать документы в Центр «Вверх».
в «Вверхе»

Учиться я начала 19 сентября. Думала, что будет сложно. Но нет, здесь и правда начали преподавать с шестого класса, всё подробно объясняли, и не было большого разрыва в знаниях. Мне это понравилось.

Моя группа называлась 6/3.
Я тихая и спокойная, а ребята, которые учились со мной в группе, показались мне шумными. Но мне понравилось с ними. Их атмосфера, их влияние – мне казалось, что я заражаюсь этим. Каждый раз, когда я приходила в группу, я не разочаровывалась, и мне хотелось возвращаться к ним снова и снова.

Я думала, что я продержусь максимум неделю. Но нет. Даже с учётом того, что училась еще и в колледже, усталости я не чувствовала. И последующие годы у меня тоже такого ощущения не было. Было увлекательно изучать что-то новое.
Я благодарна человеку, который познакомил меня с Центром.
на второй год

У меня была цель – получить аттестат, и я к ней шла. Но всё вышло не так, как я хотела. В конце шестого, в начале седьмого класса у меня начались проблемы – семейные, связанные с бабушкой. Она болела, и ей становилось хуже, нужны были деньги. Когда я нашла работу, я начала прогуливать «Вверх». Я училась в колледже, занималась в Центре и параллельно работала на двух работах, чтобы платить за лечение бабушки.

Учебу в «Вверхе» пришлось бросить. Потому что я физически уставала и морально тоже не выдерживала. Решила сосредоточиться на помощи бабушке и параллельно учиться в колледже. Колледж помогал тем, что у меня была бесплатная квартира. Если бы я бросила его, тогда мне пришлось бы ещё оплачивать жилье.

Потом как-то всё уладилось: деньги поднакопились, бабушке стало лучше. Колледж мне стипендию начал выдавать. Поэтому я бросила работу и вернулась в «Вверх». В седьмой класс. На второй год.

Решила продолжить. Старалась усердно учиться. Мне седьмой класс, кстати, легко давался. Но во второй половине седьмого класса, после Нового года, моя бабушка скончалась. Этот период мне дался очень непросто.

Я с этой личной проблемой ни к кому не подходила, никто не знал об этом. Ни в школе, ни в семье. Я пыталась справиться в одиночку.

Тогда единственное, что меня отвлекало, – это полная погружённость в то, что я впитывала знания. Но настало лето, и у меня началась хандра. Пришлось идти к психологу.
семья

Семья тоже переживала горе, но по-своему. Мы все отдалились друг от друга. Не общались. Это потом уже на приемах с доктором он посоветовал собираться хотя бы раз в неделю с семьёй, обсуждать, как прошёл день, неделя, и играть в какую-нибудь игру. У нас таким образом появилась семейная традиция: собираться по пятницам, обсуждать, как у кого дела, и играть.

Психолог помог. Когда я перешла в девятый класс, у меня уже не было таких трудностей. Я восстановилась, в том числе и потому что надо было брать себя в руки и полноценно готовиться.

Хорошо, что не пришлось расхлёбывать это всё в девятом классе, когда сдаёшь каждую неделю экзамен.

Когда у меня наладились отношения с семьёй, я начала заниматься со своей сестрой. Когда она была во втором классе, у неё были проблемы с учёбой. А я училась в восьмом классе, уже что-то знала и ей помогала. Тогда-то у меня и начали возникать мысли: может, мне всё-таки стать преподавателем начальных классов.

Сестра оставалась на второй год. Сложно учёба давалась. Поэтому родители думали: может, её в коррекционную школу отдать. Я говорила: «Не губите ребёнка. Меня погубили, но её не губите».

не жалеете, что пошли учиться «Вверх»?

Это единственное, по-моему, из всей своей жизни, о чём я не жалею. Если бы жалела, наверное, бросила бы. Но я человек упорный. Я поставила цель. И я её достигла. И я счастлива.

Даже если что-то в моей жизни пошло не так, я стараюсь на это не обращать внимания. Зачем смотреть на то, что уже прошло?

Наверное, единственное, о чём я сейчас жалею, – это то, что учеба в «Вверхе» закончилась. Дальше колледж. Посмотрим, как всё будет.
книги

Если меня спросят, люблю ли я «Войну и мир», то я отвечу: нет. Я пыталась почитать. Я даже слушала аудиозаписи. Но нет, это не моё. Моё – что-нибудь из Гоголя. Тёмненькое такое, мистическое.

Когда я пришла в Центр, я не очень любила читать. Сейчас я могу сказать, что некоторые рассказы мне нравится читать. Конечно, не так сильно, как другим ребятам, которые после поездки в Питер решили всего Пушкина прочитать, но что-то мне интересно.

Питер

(В апреле 2025 года Центр «Вверх» при спонсорской поддержке организовал поездку в Санкт-Петербург для группы студентов, которые были активно включены в учебу и жизнь Центра. Люба попала в эту группу — ред.).

В Питере я была первый раз. Так что для меня всё новое было. Там очень много красивых зданий, древних. Я каждое фоткала, потом ещё пять минут стояла, любовалась, когда другие ребята уже за поворотом были. А меня подождать меня, пока я полюбуюсь? С ребятами, которые постоянно в движении были, я не могла насладиться архитектурой. А вечером темно, и не всё можно разглядеть. Поэтому я решила поехать ещё раз в Питер уже одной, без компании.

Еще в Питере мне понравился дом Пушкина (музей-квартира Пушкина на Мойке – ред.). Я начала интересоваться Пушкиным после этого музея, потому что там рассказывали про его смерть, как и сколько он боролся за жизнь, и женщина-экскурсовод так это увлекательно делала, как будто она сама там была. Она прямо за душу тронула, потому что рассказывала от всей души, видимо, сама любит Пушкина. В конце экскурсии она даже прослезилась. Меня это заинтересовало: я подумала, это как же надо любить Пушкина, чтобы так плакать… После этого я себе дала слово что-нибудь прочитать, кроме «Евгения Онегина». У меня впереди лето. За лето я должна что-то прочитать из Пушкина.

Заинтересовала поездка во дворец Екатерины (Екатерининский дворец в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» — ред.). Всё из золота, всё блестит, всё прекрасно. Больше всего понравились сады (Екатерининский парк — ред.), там очень красиво. Всё друг другу равно, всё одинаково, я бы сказала, геометрично. Мне нравится видеть труд человека.
Когда парк выглядит как природа – в этом что ты увидишь? Такое ощущение, как будто не трогала человеческая рука. Конечно, наверное, для природы это не очень хорошо. Но для глаза это очень красиво.

Мне понравился Эрмитаж. Снаружи он выглядит маленьким. А внутри очень большие залы.

Самое забавное было, что я там заблудилась. И заблудилась я там не я одна. Радость в том, что мы полюбовались картинами. А минус в том, что мы пытались найти зал Древнего Египта, но нам не встречался смотритель музея, а сами мы нашли зал, только когда уже все собирались уходить.

Как это было: мы на третьем этаже, в зале с экспонатами китайской династии, и среди этого пытаемся найти «Древний Египет». Я говорю: «Может, забьём и просто пофоткаем китайскую династию? А потом пойдём искать выход». Так мы и поступили. И вот когда мы спустились на первый этаж, там как раз и был Египет.

Еще в Питере мы познакомились с несколькими личностями из «Хулиганодома» (Нижегородский Центр наставничества для трудных подростков – ред.): Настей, Лерой и Русланом. Они подростки. Но ребята оказались мудрее своего возраста, я бы сказала. Например, Лере 16 лет, но размышляет она, как взрослый человек. Наверное, так не должно быть, но так есть.

Ребята интересные. Много чем увлекаются. Руслан планирует в будущем стать полицейским. Лера, что меня удивило, – дипломатом. Я пожелала ей удачи в этом. Настя хочет просто зарабатывать деньги, не работая. Я тоже пожелала ей удачи.
«это сложно?»

Что бы я посоветовала себе в прошлом? Я бы себе посоветовала не идти в колледж, в который идти не хотела. Я пошла туда только для того, чтобы хоть где-то находиться и учиться, чтобы стипендию получать и не идти работать. Но сейчас я оборачиваюсь и понимаю, что это была самая большая моя ошибка. Лучше бы устроилась на работу.

Что бы я спросила у себя? Каждый год во время учебы я оборачивалась на свой класс и понимала, что им сложно, и мне тоже. И каждый год я спрашивала у девятиклассников: «Это сложно?» – все говорили: «Да». Я и думала: «Ну всё, надо бросать школу». А если бы я себе тогда могла ответить из будущего: «Нет, это легко, это очень легко», – возможно, у меня не было бы таких сомнений.

Да, бывало, что я заваливала какие-то предметы, потому что морально и физически уставала. Ты готовишься, нервничаешь, на это все силы уходят, и их надо рассчитывать по мере своих обстоятельств.

Когда я сама пошла в 9 класс и получила по литературе 5 на экзамене, я задалась вопросом: «И что тут сложного? Если я написала литературу на 5, то и другие предметы напишу!» Самый сложный для меня предмет был английский язык, и я чуть ли не каждый раз со страхом садилась за него, когда была аттестация, контрольная и домашние задания. Всегда были проблемы с английским языком. А в итоге что? Я его сдала на 5! И каждый раз после сдачи экзамена задавалась вопросом: «И в чём сложность была?»

Поэтому я бы спросила себя из будущего: «Это сложно?»
И я из будущего ответила бы себе: «Нет».
послание в прошлое

Я бы, наверное, себе сказала: больше верь себе и не пытайся быть хорошей в глазах других. Потому что другие этого все равно не оценят. Себя в этом можно как-то забыть немножечко. Ну и сделать себе хуже, чем могло бы быть.