Вверх в фокусе: Настя


Зовут меня Настя. Мне 24 года. Я попала в «Вверх» в 2017 году.
Я училась в колледже 21-м технологическом, там знакомая девочка нам рассказала про Центр «Вверх». Тогда моя мама позвонила туда, и нас пригласили. Я помню, это было лето. Мы с мамой пришли, и я сижу, заполняю анкеты, которые проверяют, какие есть знания, и даже не знаю, что ответить.
Мне сначала было некомфортно, но очень красиво. Понравилось, потому что тогда еще «Вверх» в Англиканской церкви был, мы там учились. Было неловко, было страшно, потому что я ведь никогда в массовой школе не училась, выпустилась из коррекционных классов.
шестой, седьмой, восьмой, девятый…
Когда я пришла «Вверх», я начала заниматься в шестой группе. Там я встретила своих будущих друзей, хотя первое, что я подумала про них: «Я с этими людьми никогда не буду общаться». Впоследствии они стали лучшими друзьями у меня.

Я помню, как с трудом перешла в седьмую группу, в седьмой класс. Я училась с девочкой, которая не хотела учиться вообще, а я училась, старалась. Помню, как принесла Надежде Федоровне Гузенко, учителю математики, целую тетрадку этой математики. Писала, сидела. Она у меня ее забрала. Больше я эту тетрадку в своей жизни не видела. Надежда Федоровна меня в седьмой класс перевела.

В седьмом классе пошла химия, физика... Физика мне нравилась. Химия? Ну, нет. Не мой предмет. Не понимала никогда. Начала с друзьями общаться. Начала учиться прилежно. Я всех на уши поднимала, чтобы мне все помогали.

Седьмая группа для меня была самая тяжелая. Очень. Я очень плохо училась. Но у меня было стремление! Мне как сказали: «Если ты не будешь хорошо учиться, мы тебя не переведем в восьмую группу». Я все лето сидела, училась. Я хотела очень в восьмую группу. Из-за Ольги Владимировны Тихомировой, которая у нас преподавала обществознание. Это очень классный и директор, и преподаватель. Потому что, когда она нас обучала, она всегда какие-то интересные истории из своей жизни рассказывала. И это очень забавляло. Очень вдохновляло. И я очень люблю и ценю за это Ольгу Владимировну. Очень душевная женщина.

В восьмом классе тоже начала хорошо учиться. Мне не давался английский, самое главное. Я помню, мне преподаватель по английскому - Елена Борисовна - говорит: «У тебя очень плохие оценки», - что-то она такое сказала и, помню, что было неприятно. Я почувствовала свой косяк. Мне хотелось начать лучше учиться. И я стала лучше учиться. Она это заметила. Она начала говорить: «Молодец! Вышла из двоек, троек». Это было очень здорово, что меня учитель похвалил за мои старания в английском. Вот бы ещё так в химии хвалили!

важно, чтобы в тебя верили!

Когда я перешла в девятый класс, впервые стала старостой группы. По своей воле. Девятый класс мне очень ценен, хорошо запомнила и подготовку к ОГЭ, и как мы готовились к аттестации. Когда каждый учитель за тебя переживает, как ты: сдашь, не сдашь? Вспоминаю, что, когда мы сдавали химию, меня одногруппник Миша Ильин довёл до истерики:

- Ты не сдашь физику!
- В смысле, я не сдам физику!?

У меня такая истерика была, я так плакала. Мне так было тяжело. Потом, как увидели мои слёзы, ему дали жёсткий нагоняй. Это действительно очень сложно, когда ты через Zoom всё сдаёшь. Это не то, что ты приходишь, тебе дают бланк, а ты сидишь и пишешь спокойно. А там - стресс.
Тогда получилось так, что я половину не смогла сдать. Все сдали, а у меня не получалось. У меня и стремления уже не было, и упадок сил пошёл. Потому что ответственность сильная была, я же ещё и графики уборки составляла, то есть надо было за всеми следить. Без уборки как же уйдём мы? Мы же не свиньи. Надо убирать за собой.

Я очень переживала, когда осталась на второй год. Я не смогла сдать аттестационную математику с русским. И это было очень сложно, очень грустно для меня. И я ещё не знала даже, в какую группу попаду. Пока лето было, я ходила, переживала. Потом пришла в сентябре, и началось обучение моё повторное с математикой и русским. Учителя не верили. Мне даже как-то сказали: «Я думала, что буду готовить тебя к пересдаче». А я сдала русский на три, потом на четыре. Вот так тоже в жизни бывает, когда в тебя не верят, а ты даёшь жару. Это, кстати, вдохновляет в то же время. Потому что тебе хочется доказывать этим людям, что ты не так прост, как кажется. Если в тебя никто никогда не верит - не стоит отчаиваться! Всё равно найдутся те, кто в тебя поверит. Ты не один в этом мире. Все мы не одиноки. Кому-то мы нужны.

Мне предлагали идти после девятого в десятый класс. Но у меня случились проблемы с жильём и с финансами тоже, надо было их решать. Я понимала прекрасно, что мне будет вдвойне тяжело это всё осуществлять. Всё равно в планах у меня дальше учиться. Потому что без образования грустно. Очень плачевно, когда ты не учишься, когда ты не узнаешь что-то новое.

зачем учиться

Меня всегда удивляло, когда люди приходят в колледж и начинают филонить. Я знаю причину. Никто не любит учиться. А кто-то любит учиться, но кому-то тяжело даётся узнавать какую-то новую информацию. Мне ведь всегда тяжело её было узнавать, даже в «Вверхе». И очень много, и тяжело её переваривать. Надо как-то мозг разгружать свой. Мы же привыкли: все в телефонах, где всё доступно, всё красиво. А когда ты берёшься за книги и сидишь читаешь в два глаза, перечитываешь по несколько раз одну строку, потому что ты не понимаешь, — вот это да, вот это действительно прогресс! Не то, что в телефоне. В телефоне тебе там ещё комментарии почешут, как надо. В книгах такого нет.

Поэтому и люди, мне кажется, как-то... Не хочу говорить за всех. Кто-то перестал читать, кто-то нет. Мне кажется, перестали все размышлять. У каждого нет своего мнения. Оно идёт как под копирку. Это очень грустно. Вот меня чему «Вверх» научил, так это иметь своё мнение. Это очень важно. Он помог мне раскрыть себя как личность. Помог понять, кто я. Чего я стою. Что я достойна была учиться в массовой школе.
кино и книги

Когда ты что-то читаешь, надо понять, с чего начать. Надо искать книги, которые ты хочешь читать. Я ж не могу квантовую физику открыть и читать, потому что для меня слова там непонятны. Что это такое? Я каждое слово буду сидеть, с интернетом разбирать два часа.
«Вверх» мне дарил книги на день рождения. «Джейн Эйр» все никак не могу дочитать, потому что там про людей с тяжелой судьбой. Я не люблю такие книги, они мне тяжело даются. Я только начала читать, как они эту Джейн Эйр избивали, как кузен ее подставлял... Плакала и не стала читать дальше. У меня такая же ситуация была. Я была главной героиней.

Вторую книгу, которую мне подарили - «Тайны школы Блэк» - я хотела больше всего. Я ее полностью прочитала. У меня дома до сих пор. Думаю, надо начинать ее читать заново.

Я не читала «Гарри Поттера». Фильм мне больше интересен. Не знаю почему. Там немного по-другому, наверное, написано. Экранизация не даёт тот эффект, как когда ты книгу читаешь.

Я, например, читала книгу «Виноваты звёзды», но мне фильм совсем не понравился. Я читала «В метре друг от друга», она мне больше понравилась, нежели экранизация её. В книге можно прочувствовать всё. Когда мы фильмы смотрим, мы же читаем чужие мысли, получается. А так мы читаем и получаем собственные мысли, когда литературу познаём. Я так думаю.

дружба

Я смотрю на своих друзей, которые у меня есть: и те, кто воспитывался в интернате, и те, кто воспитывался или познакомился уже в «Вверхе» находят действительно отважных друзей, которые с тобой всю жизнь будут. И это неоспоримый факт. Я нашла себе своих лучших друзей. Сколько мы с ними ни ругались, мы все равно общаемся. Нас никакие бедствия не разделят. Потому что мы познакомились в «Вверхе». Потому что я знаю, что они будут со мной всю жизнь.

Это очень здорово, что «Вверх» подарил мне моих друзей. Никогда не думала, что я их заведу. Потому что, когда училась в колледже, у меня их не было. Я к психологу приходила и жаловалась: «У меня нет друзей, что мне делать?» Он говорит: «Попробуй общаться начать». Я начинала общаться, ничего хорошего не выходило. Надо искать свой круг. Вот я и пошла.

Я считаю, страх парализует. Он не дает жить спокойно. Надо преодолевать его. Как бы страшно и больно не было. Это очень важно. Пускай ребята не стесняются и не боятся.

Знаете, я вам дам ответ, кто такой настоящий друг. Настоящий друг – это тот, кто тебя выслушает, поможет, либо ты ему поможешь. Да, они помогают всегда, даже несмотря на то, есть у тебя деньги или нет. Если у тебя трудная жизненная ситуация, они всегда рядом, они всегда поддержат и выслушают. Они скажут: «То, что там на тебя наговаривают, — это чепуха, потому что я знаю, мы с тобой друзья. Мы с тобой много чего прошли, у нас сколько воспоминаний!» И настоящие друзья действительно есть, и их можно встретить. Главное их не упустить. Я всегда переживала, что, если я отвернусь от своих настоящих друзей - попросту стану одна. Но они никогда не отвернутся, у вас есть какая-то когнитивная связь, я не знаю, такая, что вы не сможете расстаться никогда. Ты свое берешь, и оно от тебя никуда не уйдет.

Так что, если в «Вверхе» сомневаются насчет настоящих друзей, не стоит сомневаться, потому что найдется человек, который захочет с тобой общаться. Главное вовремя это понять.

меняются ли люди?

Я бы сказала, что они не меняются, они взрослеют. По сути, люди не имеют способа меняться. Они могут скрывать свои истинные причины, свои истинные цели. Но меняться - нет. Они только взрослеют. Кто-то, например, пришёл подростком сюда, вышел он уже зрелой личностью, понимающей, что он желает от этой жизни. У него уже поставленные цели, потому что он нашёл себя. Кто-то учится, он, например, еще не нашёл себя, но прекрасно понимает, что он хочет, по крайней мере, сейчас, на данный момент. И есть какие-то планы на будущее. Это тоже очень важно. Поэтому я считаю, что нет. Не меняются.

какой Вы были, когда только пришли в «Вверх»?

Замкнутой, закрытой, необщительной. Сейчас я умею общаться. Я, по крайней мере, научилась это делать. Я перестала бояться подходить первой, какие-то вопросы решать. Я не поменялась, но я повзрослела, это видно. Как внутренне, так и внешне.

хотели бы себя встретить в прошлом?

Нет. Эту личность!? - Она же мне не нравится. О чем я буду разговаривать с человеком, который замкнутый и закрытый? Я прекрасно понимаю, почему со мной никто не хотел общаться. Человек, который делает злобную гримасу, - как к нему можно вообще подойти и поздороваться?

У меня очень яркие, четкие воспоминания, связанные именно с «Вверхом». Не с колледжем, не с коррекцией, не с какой-то работой, а именно с «Вверхом». Я часто об этом думаю. Что было бы, если бы я не поступила в «Вверх»? Это было бы очень печально. У меня не было бы образования, я была бы необразованной. У меня не было бы друзей, я всегда об этом думаю. Я бы не встретила людей добрых, честных.

класс коррекции

В коррекции учиться мне особо не нравилось, потому что одна и та же программа, которая тебе скучна. Я помню, такой момент был на перемене - девочка задает вопрос учительнице:

- Почему мы не изучаем английский?
А она такая:
- А вы русский не знаете, какой вам английский?

Это было очень обидно услышать. В смысле, мы не достойны этого, что ли?

Разные люди. Разные обстоятельства. Никто по своей воле не идет в коррекцию. Кого-то за оценки отправляют, кого-то за поведение. Мальчик одноклассник был - его за поведение кинули, потому что учиться не хотел. Такое тоже бывает.

У меня иная ситуация. Меня комиссия не пропустила. У меня основная проблема была математика. У меня с логикой беда. Мне тяжело давалась и химия, и математика. Я не смогла показать комиссии, что я хорошо учусь. У меня были двойки. Они сказали, что я глупая, и отправили учиться в коррекционную школу.

Но в коррекции вроде не так все плохо было. Бывало, девчонки только задирали. За что буллинг? В основном, насколько я поняла, задирают те, у кого самих все плохо в жизни. А вот те, кто лучше нас, - им просто не до нас. Вот я к такому стремлюсь. Надо к такому стремиться, чтобы тебе свои дела были важнее, чем дела других. Самое удивительное, пацаны - им всё равно было. Они задирали других девчонок. Меня они не трогали. Меня они защищали, потому что я была слабая всегда. Все знали, что у меня эпилепсия. Слабых нельзя обижать.

Учителя в коррекции нормальные. Была только Мария Ивановна, которая говорила: «Ты дебил? Ты дура?» и так всегда. До пятого класса всем говорила. Подошла бы сейчас, я бы ей припомнила эти моменты. Это унизительно, когда так ребенку говорят. Нельзя такое людям говорить. Поэтому мне «Вверх» больше всего нравился. Никогда такого не скажут.

Кто-то находил свое место в жизни после коррекционной школы. Кто-то хотел достичь большего, закрыть свои потребности в обучении. Убрать свое клеймо, можно так сказать, которое по сей день существует, даже на мне, несмотря на то что я отучилась 9 классов.

что после «Вверха»?

Работать. Только работать.

Уже желательно с 7-го, 8-го класса выбрать то, что ты хочешь, и то, что ты можешь осилить. Если ты выберешь профессию, которая тебе не доставляет удовольствия, считай, ты жизнь прожил зря. Если ты, например, какой-нибудь механик крутой, и ты пошел учить физкультуру, и тебе это не нравится - ну, какой кайф с этого? Ты просто в один момент скажешь: «А нафиг оно мне надо»?

Я не знаю, куда я хочу. И с этим надо разбираться.

Я люблю учиться. Мама говорила, конечно, иди учись, пока я живая. Но я не могу. Мне надо помогать. У меня будет такая возможность. Я это знаю, я в это верю. Мне надо понять, чего я именно хочу. Какие у меня хобби, да? Я не знаю, как правильно это объяснить. Предрасположенность, можно сказать так, к чему-либо у человека должна быть.

И вот мама недавно мне задала вопрос:

- Настя, ты хотела бы вернуться в школу?
- В какую?
Она говорит:
- В коррекционную.

В коррекцию нет, а в «Вверхе» я бы еще раз поучилась. Это же мне очень нравилось. Там своя атмосфера, своя уединенность была. Всегда добры, всегда помогут. Всегда выслушают. Ни в одной школе такого нет.