Вверх в фокусе: Саша Одинцов


Я скажу то, что думаю.
Меня зовут Саша Одинцов, Александр можно, но часто люди называют меня Одинцовым. Не знаю, фамилия красивая, может быть, не знаю, потому что у нас есть много Александров, поэтому они перешли на фамилию, Одинцов, Одинцов, и так постоянно. И я привык к этому. И самый популярный вопрос в "Вверхе" про возраст, все спрашивают. Я всегда им говорю: а вы сколько можете дать, допустим, ну, как думаете? Мне говорят: где-то 23-24, а мне 29. Все удивляются, типа не похож.

Как попал в "Вверх".
Совершенно случайно попал. Во время отпуска мы с ребятами поехали отдыхать. Мы обсуждали, что будем делать в сентябре, кто куда пойдёт учиться. И все куда-то поступали, в институт или в колледж. И у меня как-то появилась такая белая зависть, потому что я спрашиваю у себя: вот ребята, у них проблемы со слухом, они глухие, как же они поступают в институт? А у меня слух есть, я разговаривать могу, я за них как сурдопереводчик перевожу. И я думал над этим, почему бы не попробовать куда-то пойти, поискать, проконсультироваться с кем-то, и я попробовал, я обратился к одной подруге, она тоже раньше работала в школе там с ребятами, которые глухие или слабослышащие, она психолог, она мне помогла.

Изначально мы обратились на Павелецкую ["Центр на Павелецкой"], где ребята учатся тоже с нарушением слуха, но отказались они из-за возраста, и они не могли взять на себя эту ответственность. Я не знаю почему, но практически во всех школах было отказано, и я расстроился.

Выхода не было, я забил на это, это было в августе, и случайно зашел коллега, Женя Сахно. Я изначально подумал, что он учится в институте или в колледже, но потом он мне сказал: я учусь в школе. Я говорю: как ты в школе учишься? Ты что, тоже с коррекционной закончил? Он говорит, да, я в вечерной школе учусь. Я спросил: где это, там можно в любом возрасте? Он говорит: да, можно. Он мне дал номер, и я позвонил, я пришёл, сдал тест, и в сентябре, через две недели, уже позвонили, сказали, прийти в такое-то число, по времени, и вот попал, по-моему, в 6-3 или 6-2, не помню.


Зачем учиться?
Знаете, я изначально думал, мне нужен аттестат, аттестат, аттестат... А потом подумал: да, мне нужен был аттестат, поменять сферу специальности, что-то другое попробовать, я не хотел на одной и той же всю жизнь работать профессии. Я думал, что я могу что-то больше желать, чем на одном месте работать.

Я хотел сначала разобраться в себе, адаптироваться. У меня просто существует всего два мира, это мир глухих и слабослышащих, а есть второй мир, слышащих. Но я больше привык со слабослышащими, со слышащими я очень редко общаюсь, поэтому я решил как-то тоже к ним привыкнуть, поадаптироваться, общаться. Просто я больше времени просто молчал, с ними не общался, рот не открывал просто, только жестами большую часть разговаривал, потом я понял, что нужно со слышащими тоже больше общаться, потому что, если будешь все время с глухими общаться, ты уже разучишься разговаривать. Это очень важно, потому что я часто, когда ребята меня просят, как сурдопереводчик, что-то передать, я что-то говорю, и я понимаю, что у меня немного ломаный язык, но я стараюсь над этим работать.

Я изначально пришёл в "Вверх" - я практически 3-4 месяца молчал, потому что я не знал, с чего начать, не знал, стеснялся что-то выговорить. Я старался как-то пообщаться, привет, как дела, и дальше я просто не умел правильно разговаривать, как правильно задавать вопрос. Но сейчас стал более открытый.

Общаться мне дается немножко сложно, из-за того что я не успеваю услышать, что собеседник сказал. Мне больше всего комфортно с одним собеседником общаться.

Когда что-то преподаватель рассказывает, какое-нибудь упражнение, ребята уже начинают подниматься, говорить, говорить, говорить, я уже теряюсь. Что она сказала? Мне как-то всегда неудобно спрашивать, не хотел перебивать, там же время идёт. А потом я смотрю, у ребят как-то есть смелость спрашивать, спрашивать, переспрашивать, почему бы мне тоже не скопировать, тоже попробовать, спрашивать, если что-то непонятно. И преподаватель без проблем что-то скажет, что-то подскажет или повторит.

Я в детстве всегда хотел учиться, дальше развиваться. У меня постоянно были препятствия, там нельзя, там не поступишь, ты никем не станешь, и всё такое.

Хотел ли я бросить? Хотел. Но если начал, зачем мне отступать? Постоянно будешь жалеть, а мне это уже надоело. Сделал - нужно идти дальше, отступать уже некогда. Если будешь идти дальше, всё получится. Как бы это ни было, надо идти.
Дисциплина
Мне придётся в 5, в 4 утра вставать. Я постоянно в 4 встаю. В 7 часов я уже должен быть на рабочем месте. И заканчиваю в полчетвёртого. И мне всего ехать до "Вверха" примерно 45 минут. Я на 15 минут опаздываю, как всегда. Ничего с этим не поделаешь. И, понятно, в "Вверхе" заканчиваю в 21:15. Домой еду, всего 2 часа. Приезжаю где-то в одиннадцать. И, ну, что-то поесть там... И уже почти к нулю ложусь спать.

Работа
Я практически уже 10 лет уже проработал на одном заводе. И я слесарь механосборочных работ. 4-го разряда, в этом году уже 5-й будет. Мне больше всего хотелось пойти учиться на оператора ЧПУ. Я зациклился на этом. Мне больше всего нравится.

Второй вариант. Возможно, пойду как сурдопереводчик. Мне хотелось бы. Я не знаю, сколько там в институте учатся, в этих сурдопереводческих, два, или три, или больше. Почему бы не попробовать, вдруг там понравится. Пока у меня есть эти два варианта, я пока ещё не определился.

Я могу перейти на международный язык. Там ты уже можешь с англичанами, с американцами, с кем угодно - у нас есть общий международный язык, можно тоже со всеми общаться. На жестах мы можем друг друга понять. У нас практически жесты одинаковые.
Мечта
Сценаристом. Я очень, очень люблю фильмы смотреть. Сначала хотел быть актёром. Потом, я думаю, это тяжело. Сценаристом - это прикольно. Я иногда пишу какое-то сочинение, мне хочется рассказать какую-то историю. И вот это всё снять в фильм. Было такое в детстве. Мечта. А может, и получится в будущем. Не знаю.

Мне больше всего нравятся драмы. Джеймс Кэмерон. "Титаник".

Я никогда не смотрел "Звёздные войны", но мне нравится "Армагеддон", там снимался Брюс Уиллис и Бен Аффлек. Мне хотелось бы тоже полетать в космосе, стать спасителем мира.

Обиды
Долго я не обижаюсь. Я умею прощать.

Меня пока ни разу прям никто так сильно не ранил. Я всегда воспринимаю как шутку. Может, когда-нибудь сильно обижусь. Интересно. Только не знаю на кого. Не люблю, когда кто-то трогает меня, тыкает. Иногда я могу сказать: соблюдай дистанцию, границу.

Вопросы

Меня часто спрашивают: а почему ты глухой? Почему плохо слышишь? Я считаю, это просто тупой вопрос. А почему ты глухой? Типа, заболел где-нибудь? А можно от этого вылечиться? Раздражает этот вопрос. Но люди должны задавать нормальные вопросы. "А ты с детства плохо слышишь?" - вот это нормальные вопросы.

Будто они чем-то помогут. Давай мы тебе, не знаю, дадим тебе номер, позвонишь. Допустим, операцию могут сделать. Я говорю: это слишком рискованно. Уже поздно это делать. Это с раннего детства делают. А мне было где-то 16-17. Это было слишком рискованно. Я даже мог ослепнуть или что-то ещё хуже. Поэтому так оставил. Только с аппаратиком.

Я не люблю, когда спрашивают ненормальные вопросы.
Понимание
Я своим ребятам рассказывал, у кого тоже проблемы со слухом, они отнеслись к этому с пониманием. С кем не бывает. Ты пошёл дальше учиться, иди дальше учиться. Вот это вот прям сильная поддержка. Я им объяснял это всё, коррекционное, почему так получилось. Они восприняли это нормально.

А вот со слышащими, там другое. Относились негативно. Значит, что, тупой был? Что, не умел там что-то? Поэтому я стараюсь со слышащими меньше рассказывать о себе, связанное с образованием. А вот с этими ребятами, у кого проблемы со слухом, там можно откровенно рассказывать. Они знают, чем они отличаются. Потому что они понимают, что это сложность и путаница. Не на ту дорогу я попал, вот что я скажу.

Коррекционное образование
Город Истра. Там школа-интернат первого, второго вида. Даже восьмого. Что они значат, не хочу знать.

В школу я пришёл в первый класс, когда мне было 9 лет. В садики я не ходил. Попал в первый класс. Второго класса не было, там уже третий класс был. Примерно нас было где-то 9 или 8 человек. Я был из них самый сильный. По словам мамы, она говорила, что я (честно, не помню, как это я делал) какие-то задания за 5 минут делал. И практически 40 минут сидел. А все как-то думали, что-то решали. Ну, понятно, что сложно. В третьем классе меня уже начали возить на комиссии, как называется... Медкомиссия, психолог. Я в Москву ездил. Они мне тоже какие-то выдавали, что почитать там что-нибудь, что-то решить. Я тоже вроде нормально читал, писал, что-то решал. И вроде всё нормально, развитие есть. Развитие есть.

По-моему, уже в четвёртом классе решили окончательно проверить. Психолог приехала к нам. Она проверяла, как у меня с чтением, как с математикой. И мне предложили в другое место перевестись. Но проблема в том была, что сам не захотел. Почему не захотел? Я не хотел ту бросать школу. Мне нравилось учиться, но не думал, что я учился на какой-то специальной программе. Коррекционной, наверное. Мы во втором классе закончили букварь. А так должны были закончить в первом. А я сразу в первом классе закончил, и дальше уже сидел. Потому что не могли перевести во второй, потому что второго класса нет. Там был только третий. И как-то так получилось.

В общем, в четвёртом я решил остаться. Меня мать уже, наверное, три или четыре раза убеждала. Но, к сожалению, сопротивление моё стало сильнее её убеждений. Мать тоже не особо знала об этом. Решила, пожалела, оставила как есть. Я остался с этими ребятами. И нормально учился. Так, обедали, всё. Ходили играть, футбол каждый день. Учился, домашки делал. И я уже начал расти, понимать всё. Осознавать, что что-то идёт не так.

У меня были очень хорошие отношения со старшеклассниками. Я заходил к ним, смотрел, они уже сложные задачи решают. Я спрашивал: а почему мы не проходим это? Потому что я не знал. И начал уже задавать учительнице. Она что-то начала объяснять. Я не понимал, скандалил с ними, к сожалению. Так и было. Почему так получилось-то? И это уже было в шестом, да. И я спрашиваю, можно ли меня куда-то в другое место перевести? К сожалению, это было поздно. Ну, я расстроился. Забил на учёбу. А мне никто не давал дальше развиваться. И так до девятого класса одно и то же выполняли. У меня одни четвёрки, пятёрки, троек не было вообще. Я думал, что, возможно...

Нет, мне ещё ничего не говорили, что мы получим какое-то свидетельство о коррекционном образовании. Мы думали, что аттестат получим, и у нас будет море возможностей куда-то пойти в колледж, на какие-нибудь тебе понравившиеся профессии. А мы ещё не знали, что это за профессии будут.

И вот, девятый класс мы закончили. Мы выпускались с одиннадцатым классом. Я заметил, у каждого какой-то аттестат, а у нас свидетельство взялось. Что за фигня? Я не особо так всерьёз это воспринял.

Мне было где-то восемнадцать. Куда дальше было поступить, неизвестно. Предложили отправиться в колледж. Политехнический колледж №39. Слесарь механосборочных работ. Кондитер. Столяр. Мойщик. Дали четыре варианта. Я даже не знал, что это такое. Ладно, наугад взял. Слесарку. Выбрал, и завтра будет известно, что будет.

Потом уже в сентябре пришли, посмотрели. Какие-то странные верстаки, напильники. Специальные инструменты. Я же понимал, что это более серьёзно. Потому что у нас тоже труды были в школе, большей частью с деревом. А там уже слесарка большей частью с металлом. И два года отучился. К сожалению, я там прогуливал. Не особо старался. Могли бы отчислить. Из-за того, что я очень много играл. Спал. Потому что я просто потерял свою надежду.

Меня никто не брал. Моя мама попробовала: может, ты возьмёшь какую-нибудь книгу? Мать купила 7 класса алгебру и геометрию. Она мне дала, попробуй решить. Я пытался. Вообще ничего не понял. Слишком сложно. Потому что мы не начали это. Потому что у нас интернета не было. А самому сложно это освоить. И я забил на это всё.

Потом мне уже мастер говорил, что у тебя очень много пропущено. Тебя отчислят. И я задумался. Надо что-то делать. Стал ходить. Терпел. Не особо нравился колледж. Но жить как-то нужно дальше. Работу искать. Два года отучился. Мастер нас с ребятами направил на завод. Мы там поработали семь или восемь лет. Там я... Я стал больше стараться, двигаться. Чтобы разряды повышать. Общаться с начальником и с коллегами. И я думал, что... Считал, что для меня учёба всё... Дорога закрыта. Никто не берёт. Очень сильно расстроился. Очень долго депрессняк был. В этом уже моменте Женька предложил "Вверх".

Я не виню маму вообще. Могла бы немножко жёстче - я бы сто процентов в другом месте был. Жизнь могла бы совсем иначе... Но я больше всего виню школу. Почему у них так получилось? Не знаю. Они могли бы сто раз убедить меня, что это нужно. Учительница говорила, когда ещё капризничал: я не хочу куда-то идти - она говорит: останься. Зачем тебе там вышка? Что ты там будешь делать? Тебе здесь нормально будет. Но она не объясняла вот это. Были другие учителя и это знали. Но тоже что-то молчали. К сожалению. Я думаю, что на них ответственность тоже лежит. Ну, конечно же, себя же виню. Что не послушался. Я лишь был ребёнком. Я ведь не думал, что так будет. Я же не готовился к взрослой жизни.

О прошлом
Если бы существовала машина времени, я бы точно что-нибудь предупредил, что будет. Я бы вернулся в прошлое. Дал бы как-нибудь по шее за капризы, может быть. Я понимал, что у меня мама очень добрая. Она не смогла убедить. А я бы убедил. Объяснил бы ситуацию. Вот это я бы сделал, если была бы такая возможность.

Но сейчас я уже не хочу жить в прошлом. Нужно идти дальше. Я устал жалеть об этом. И если будешь жалеть, так и ничего не добьёшься.

О будущем
Вот это очень интересно. Я не гадаю, что будет в будущем. Я стараюсь прожить сейчас в настоящем. Я предположу, что будет в будущем. Может быть, у меня уже будет образование, вышка. Как сурдопереводчик, может быть, сценаристом. Может быть, одновременно работать. Я бы, не знаю, снял бы фильм. Про ребят, которые... как про себя. Про "Вверх". По статусу могла бы быть уже семья. Я бы, допустим, будущему ребёнку, не знаю, сын или дочь, тоже бы объяснил. Не допустил бы эту ошибку, которую пережил я.
Поддержать работу Центра просто. Вы можете сделать пожертвование или оформить подписку на сайте. Мы благодарим каждого нового подписчика — 50, 100 или 300 рублей в месяц важны для того, чтобы помочь воспитанникам Центра учиться и расти, как личностям. Спасибо вам за доверие.