Соня Бачу, 21 год
косой переулок

Я училась в обычной школе. В первом классе вообще отлично, во втором – хорошо: были тройки, но немного.

А потом мне с классным руководителем не повезло, я думаю. Она сначала нормально ко мне относилась, а потом какие-то насмешки пошли. Я помню, как она меня сравнивала со своей кошкой, которую тоже звали Соня. Она при всём классе рассказывала, как её кошка обувь обгадила, и все надо мной ржали.

Учиться в этой школе мне уже не хотелось, но у меня там были друзья.

Дальше начались проблемы с математикой. У многих они начались, жаловались все. Учитель прямо нам заявляла: «Я не собираюсь вам по тысячу раз все объяснять. Не понимаете – ваши проблемы. С репетиторами заниматься будете».
Моим родителям сказали, что со мной что-то не так, потому что я не тяну математику, и мне надо в коррекционную школу. Отец спорил: «Нет, это вы учить не умеете».
Другая преподавательница говорила, что мне просто не хватает родительского внимания, нужно, чтобы родители больше занимались мной. А они не могли, так как работали. У меня ещё брат есть, который тоже требует внимания. Он недееспособный. Двумя детьми тяжело заниматься, когда один из них особенный.

Моя мама сходила в коррекционную школу. Там была хорошая замдиректора. Она сказала: «Зачем вы её сюда ведете? Нормальная девчонка! Вы что, ей жизнь хотите испортить? Я не возьму. Я не буду этот грех на душу брать». Так еще год я проучилась в обычной школе.

В середине третьего класса мама снова повела меня в коррекционную школу. Дошла до директора, и только тогда меня взяли. 

Интересно, что через пару лет я списалась с одноклассницей из обычной школы и она рассказала, что классная руководительница всем сообщила, что я пошла учиться в коррекционную школу. Хотя я считаю, что она не имела права это говорить. 

В коррекционку я идти не хотела и когда я туда попала – такой бунт устроила!

А когда увидела свой класс, я удивилась: там нормальные ребята были. 

В классе девятом или восьмом я поняла, что мне надо менять жизнь. Я требовала, чтобы мне дали возможность получить аттестат. От меня скрывали, что в вечерней школе можно учиться. Нам некоторые преподаватели внушали, что все мы тупые.

Помог только учитель по трудам, который мне сказал: «Я вижу, что ты нормальная». Он рассказал про Центр «Вверх». Я уговорила своего одноклассника, с которым мы сдружились, пойти вместе со мной в «Вверх», и мы сюда поступили. После этого многих ребят начали отправлять сюда, потому что я здесь смогла учиться.

В этом году я получила аттестат, и преподаватель по трудам так мной гордится. Говорит: «Я всегда знал, что ты его получишь».
взлёты и падения

Когда я пришла в «Вверх», для меня большим стрессом стал английский язык. Я плакала. Я не могла на нём говорить. Было тяжело. Моим первым преподавателем была Ирина (Ирина Пащенко -учитель английского языка в Центре «Вверх»— ред.) Она очень мне помогла в своё время. В третий триместр я пересдала аттестацию на девяносто один балл. У меня пятёрка вышла. Я не ожидала. Я Ирине обещала сдать английский на пятёрку. В итоге свое обещание сдержала: у меня в аттестате по английскому – отлично. Сейчас я собой горжусь.

Помню, когда биологию в нашей группе вёл Авет Геннадьевич, только два человека с первого раза контрольную работу написали на три. Остальные, в том числе я, на два. По истории то же: многие свои первые контрольные написали хорошо, а я на два. Эти двойки меня замотивировали. Я подумала: «Неужели я вообще ничего не знаю?» И начала читать книги. Я хотела сама себе доказать, что я могу лучше. И следующую контрольную я написала на пять. В дальнейшем историю знала хорошо. У меня в аттестате стоит четыре. Хочу сказать тем, кто будет поступать и выпускаться: если они получили двойки, пусть не расстраиваются. Они обязательно получат свои четвёрки и пятёрки. И будут такими же, как и я сейчас.
волшебный мир книг

В детстве я не любила читать. Наверное, мне просто давали книги, которые мне были неинтересны. А в одиннадцать лет я прочитала «Приключения Тома Сойера», и всё изменилось.

Мне нравится «Гордость и предубеждение»: сама эпоха, как там люди общаются между собой, взаимоотношения между мистером Дарси и Элизабет Беннет. Люблю «Приключения Шерлока Холмса»: интересен сам Шерлок Холмс и его метод. «Гарри Поттер», естественно. Меня отец на него подсадил. Он мне фильмы показывал в детстве, и мне сразу стало интересно. Гарри Поттер зацепил своим характером.

Любимая часть – «Гарри Поттер и узник Азкабана». Воссоединение Гарри Поттера со своим крёстным было таким трогательным, и то место, где он рассказывает о родителях.

Каждый персонаж любимый по-своему. Мне нравятся Рон и близнецы Уизли: они такие юморные, забавные. Минерва МакГоннагал вообще классная, Сириус Блэк и профессор Люпин тоже.

Северус Снейп мне близок характером, я его чувства очень понимаю. Кажется злодеем вначале, а потом понимаешь: что-то тут не то. Он скрытный, но у него доброе сердце. Очень сильно любил, но сам всё испортил. Он тоже совершил ошибку, которая стоила ему очень дорого. Его очень жаль, ведь в семье всё не так гладко. Несмотря на тяжёлые потери и неправильный путь, в нём осталась частичка света.

Чем-то мне близок даже Лорд Волан-де-Морт. В своё время мир к нему был несправедлив, и он стал таким злом. Его чувства злости, обиды понимаю. Во мне это тоже бывает.

В сам Хогвартс, естественно, я хотела бы попасть, в его подземелье, в «Сладкое Королевство», магазин сов (я люблю сов!), в дом семейства Уизли. Хотела бы посмотреть на Гремучую иву, изучить защиту от тёмных искусств: там со своими страхами борешься, научиться ухаживать за магическими существами, играть в квиддич и освоить зельеварение (я люблю химию). Я бы забрала из Хогвартса учебник по зельеварению Принца-полукровки и мантию-невидимку: иногда хочется спрятаться, улизнуть незаметно и понаблюдать со стороны за людьми.

Если Хогвартс существует, то для меня это Центр «Вверх». Я не знаю, как ощущают другие ребята атмосферу «Вверха», но лично для меня он стал домом, как для Гарри – Хогвартс.
в чём магия

Наверное, это мой характер. Я упрямая, упёртая и целеустремлённая. И я в себя верила. Я обещала людям, что я не останусь на второй год и любой ценой за четыре года сдам экзамены и получу аттестат.

Было тяжело. Мне помогли мои друзья, которые появились здесь. Они меня поддерживали. Лучшие друзья – Илья Згулкин и Влад Бритов.

Илья пришёл в Центр «Вверх» и попал не в шестую, а сразу в седьмую группу. Когда я Илью в первый раз увидела, я вообще подумала: «Что за пацан, такой скучный ботан!» А потом оказалось, что это далеко не так.

С Владом нас познакомил общий товарищ. Он попросил меня объяснить Владу всё про «Вверх». И когда Влад поступил, мы начали общаться. А потом он говорит: «Я слышал, что можно перескочить из шестой сразу в седьмую группу. Но я не знаю, как это сделать». Я ему объяснила, даже где-то помогла. В итоге он написал аттестации по русскому и математике. И у него получилось.
Еще я общалась с Машей Жегловой. И, хотя мы с ней и поссорились, она в какой-то момент меня очень на экзаменах поддержала. Экзамены сближают всех.
маховик времени

Самые счастливые дни в моей жизни – когда я поступила в «Вверх» и когда получила аттестат. Если бы были возможны путешествия в прошлое, я бы переместилась в первый день в «Вверхе» и сказала бы себе: «Будь посмелее. Будь увереннее. Ты всё сможешь. Видишь, какая я сейчас?»

Я из прошлого спросила бы себя настоящую: «Ты нашла друзей?» и услышала бы в ответ: «Конечно, нашла».

Я не жалею, что сюда попала. Были классные моменты, остались классные воспоминания. Уроки литературы вечером в темноте. Было уютно, такое ощущение, будто в лесу тёмном, звёздное небо... Фантазируешь. Уроки истории, как будто мы реально переместились в какое-то историческое событие, и нам не Пётр Петрович урок ведёт, а Пётр I. Уроки химии... Все уроки по-своему атмосферные.

Поездка в Питер вместе с ребятами из других групп. В пути мы все сдружились. Помню эти вечера, тёплые беседы, как в номере с девчонками общались по душам, чай пили, играли в UNO. Как встретились с ребятами из «Хулиганодома», в пиццерии посидели. Интересные, приятные. Мне показалось, что они старше, чем на самом деле.

Как мы с Ильёй по всему Эрмитажу бегали, посмотрели все картины, доспехи.

Как ходили в музей-квартиру Пушкина и нам много о нём рассказали. Я себе тарелку купила с Пушкиным и котом. А еще там был домашний котик, который увязался за Кэтэлином (студент Центра «Вверх» — ред.), и я немного посмеялась, но никто не понял, что меня позабавило. А я думаю, что вы поймёте: «Кэт» с английского языка – это кот/кошка, а у Кэтэлина его краткое имя звучит, как это слово. Меня позабавило, что кот побежал к «коту». Почувствовал своего.

Я вспоминаю, как мы шутили, как смеялись с ребятами. Мне будет этого не хватать.