Правила жизни: истории

ВВЕРХ в фокусе: Лена


«Судьба есть, но в то же время человек может ее поменять. Своими усилиями сделать так, чтобы она пошла иначе.»

Расскажи про себя, как ты пришла в «Вверх», почему?
Мне 24 года, в «Вверх» я пришла, чтобы получить образование, но перед этим было очень много испытаний. После окончания коррекционной школы я не могла найти школу, потому что все вечерние школы брали сразу в 9 класс. Я понимала, что, если меня сразу посадят в 9, то я ничего не сдам, и это будет просто зря убитое время. Когда я училась в «Вверхе», в меня никто не верил. Моя мама говорила: “Зачем ты что-то ищешь и чего-то пытаешься добиться? У тебя вообще ничего не получится». 

Когда я училась в колледже на оператора ЭВМ, я познакомилась с девушкой моего брата, она рассказала мне о «Вверхе». В первый день я не смогла найти дорогу и не дошла. А уже на второй день моя будущая одногруппница Марина привела меня в «Вверх». Там я разговаривала с Ольгой Владимировной (прим.: директор центра). Мне дали тест и потом меня определили в 6 группу, на тот момент мне было 19 лет.  

Почему ты почувствовала необходимость в получении образования? 
Когда я вышла после коррекционной школы, я решила для себя, что хочу получить просто образование. Еще, когда я начала работать в «Спортмастере», там были почти все с высшим образованием. И как-то на их фоне было стыдно сказать: “Блин, а я из коррекционной школы”. Когда меня спрашивали, то приходилось просто не договаривать. Просто учусь в колледже. В каком? Я не говорила. Потому что если начинаешь говорить, то всегда появляются глупые вопросы. А как? А что? Не каждый может понять, но каждый может осудить. Потому что у нас были такие ребята, которые сильно смеялись и осуждали.  

Ты пришла в «Вверх» и параллельно продолжала учиться в колледже?
Да. Я заканчивала колледж на оператора ЭВМ, и еще с 18 лет я работаю. После окончания колледжа я еще училась 4 года в «Вверхе», потому что в 8 классе осталась на второй год. Из-за того, что начался карантин, мне пришлось поменять работу и уйти работать из «Спортмастера» в «Пятерочку». Из-за нового графика я не смогла сдать все экзамены и осталась на второй год. 

Сложно было учиться и совмещать с работой?
Сложно было начать. Просто, когда ты начинаешь, иногда у тебя терпение лопается, и ты хочешь просто сдаться и уйти. Когда мне сказали, что остаюсь на второй год, у меня такое было. Я хотела уйти, а потом такая думаю: “Нет, стоп! Здесь осталось всего лишь два года. Я должна идти дальше”. Потому что я хотела всегда доказать, что я смогу. Что у меня получится. 

А что дальше? Какие планы? 
Сейчас я пошла в 10-11 класс, но я думаю, что после 11 я пойду дальше в колледж на педагога и уже попытаюсь поступить в институт.  Я хотела стать педагогом в младших классах. Это была моя мечта, еще когда я была маленькая. Я не просто хочу поступить на педагога младших классов, а хочу именно на коррекционное, чтобы также обучать, также помогать и мотивировать. Потому что вот, если взять наших учителей вверховских, все мотивируют, все говорят идти дальше. Не знаю – у них такое мужество, я всегда смотрела и удивлялась, как так! 


У тебя есть сестра и брат старший
Нас в семье пятеро. Так получилось, что я попала в коррекционную школу. Двое моих братьев тоже учились в коррекции, так как у них есть инвалидность, а я, во-первых, плохо разговаривала на тот момент и, конечно, маме было легче меня посадить в коррекционную школу, где я буду со своими братьями, и чтобы они меня возили, потому что она работала и не могла с нами сидеть уроки делать и, например, меня возить куда-то. Ей, конечно, это было проще. На тот момент в эти годы было легко взять и в коррекцию ребенка отдать. 

Когда мне было семь лет, у нас появилась Роксана. И постоянно так получалось, что я с ней сидела. Прихожу с учебы, делаю уроки и там сижу с ней, гуляю. Уже тогда мне все соседи говорили, что у меня нет детства, и я только думаю о жизни. Поэтому позволить себе там играть и думать о себе, я, к сожалению, не могла, и это уже вошло в привычку. 

Про обучение в коррекционной школе 
Сначала было нормально, до 5 класса. Когда я перешла в пятый, и мы стали программу проходить, меня просто учителя стали выгонять, потому что там программа, как бы сказать, очень низкая. И я еще любила самостоятельно заниматься дома, вот и меня просто просили: “Можешь в коридоре посидеть?” Потому что, когда спрашивали, я всегда отвечала, а те дети просто сидели и просто глазами хлопали. А учительница такая: "Нет, я хочу, чтобы они поработали тоже, а ты посиди”. Иногда даже бывало так, что классная руководительница звонила маме и просила, чтобы та оставила меня дома. Мама понимала, что она совершила ошибку, но уже было поздно. 



Чему ты научилась в «Вверхе» помимо уроков? 
Я научилась не сдаваться и идти дальше. Больше всего я научилась общаться.  Когда я обучалась в школе, в колледже коррекционном, я не любила ни с кем общаться. Я любила в классе сидеть, задания делать и все, я даже не выходила на перемены. В «Вверхе», когда заходишь, такая обстановка, что нельзя мимо пройти и не поздороваться, например, или там сказать «привет».

Научилась помогать другим, если я что-то знаю, а кто-то не знает. А потом я научилась выступать, с помощью конференций. Я считаю, что без них никуда, потому что этот страх, когда ты стоишь на сцене и думаешь: “Блин, а нужно все-таки рассказать”, - ну он присутствует и всегда присутствовал.

Я считаю, что это удивительный фонд, потому что он пытается каждому помочь и удивительный директор Ольга Владимировна, она реально пытается всегда всем помочь идти вперед.

Сложно сейчас в 10-11 классе? 
В «Вверхе», если ты что-то не понял, то ты можешь еще подойти, тебе расскажут тысячу раз; в школе, к сожалению, все немного по-другому.  Учительница заходит, включает свою презентацию, и ты такой смотришь в презентацию и думаешь: а вообще, о чем она? И ты думаешь, блин, а что тебе делать? 

И ты начинаешь дома это зубрить или где-то в метро, пока едешь. Ну, такие ситуации. Ты понимаешь, что ты должна присутствовать, получать оценки, потому что, если оценки не будет, не будет аттестации. Вот так. 

Легче только в том, что ты каждый день приходишь, зарабатываешь оценки. У тебя уже в мыслях, что нужно не просто прийти и отсидеть эти уроки, а нужно еще суметь заработать оценки. И сначала не получалось, но сейчас у меня это получается. 

Во что ты веришь? Что позволяет тебе продолжать работать, трудиться? Что-то, что поддерживает в ежедневном дне.
Просто идти дальше.  Для меня, например, если говорить про судьбу, то нет, я не верю в судьбу. Я скажу иначе. 50 процентов верю, 50 нет. Судьба есть, но в то же время человек может ее поменять. Своими усилиями сделать так, чтобы она пошла иначе.

Некоторые говорят, я живу по судьбе, как мне написано богом, а ничего что эту судьбу ты сам строишь и идешь по жизни? Какие ты поступки сделаешь, так и будет. Меняешь свою жизнь ты сам, а не судьба или там что-то еще. 

Если бы ты могла поменять что-то в мире, что бы ты сделала? 
Я бы закрыла коррекционные школы везде. Все могут учиться в нормальной школе. Они действительно могут. Говорят, вот он там инвалид, и типа он ничего не может, и его отправляют в коррекцию. Нет. Я бы сделала, чтобы все учились в обычных школах, и чтоб не было такого, чтобы выходили и не знали куда. И становятся в лучших случаях продавцом или там кассиром или еще кем-то, а у них же тоже были какие-то мечты, желания.

А в себе ты что бы изменила?
Я бы, наверное,  изменила одно качество, которое мне не нравится. Я просто в большинстве не люблю себя. Я думаю о других, делаю все другим, а о себе забываю. Мне всегда это не очень нравилось. Если мне скажут помочь, и я буду понимать, что у меня проблемы, я сначала помогу этому человеку, а потом только о себе вспомню, и это, конечно, плохо. К сожалению, пока что не получается изменить это. 


Что тебе нравится делать? Как ты отдыхаешь? 
Я люблю шить, и я люблю делать цветы. Из гофрированной бумаги. Так я отдыхаю. 

То, что ты пошла на учебу и учиться, ты сделала для себя?
Да, потому что все были против. Все меня обсуждали и говорили: “Зачем тебе это нужно? Тебе что и так не живется нормально? Подумаешь, кому сейчас это образование нужно”.  Только на учебе я получала какую-то гармонию –  не знаю, как объяснить – какие-то эмоции, радость. 

Что бы ты посоветовала всем людям, которые хотят начать что-то новое, но им страшно? 
Во-первых, в зависимости от того, что их мотивирует. Если им это нужно, то им просто нужно мужество, потому что если нет мужества, то идти вперед не получается. Еще зависит от людей, которые рядом. Есть люди рядом, которые, действительно, мотивируют. Ты смотришь на них и думаешь, что хочешь идти дальше. 

 Опять же, терпения, потому что особенно кому много лет, они пытаются чего-то достичь, им этого не хватает.  Потому что, когда я пришла в 88 школу, это так повезло, что в этом году большинство пришло из «Вверха», но там есть такие дети, кому еще 18 нет. Они так просто посмотрели на нас, спросили возраст, мы им сказали, они спросили: а что вы здесь забыли? Учиться пришли. Они смеялись. С кем-то они сейчас общаются, а со мной до сих пор не общаются. А я такая ну ладно, я же прихожу, чтобы знания получать. Ну, как-то вот так. 

Три мечты:
  1. получить образование, которое я хочу (стать педагогом коррекционной школы);
2) чтобы мама была здорова, потому что сейчас тяжелое время для нее;
3) хочу, чтобы у «Вверха » все было хорошо и гладко. Все заканчивалось, все сдавали. Хочется, чтобы у Ольги Владимировны все было хорошо, чтобы у нее никто не болел, и она сама не болела.