Чтобы ты делала если бы у тебя было только коррекционное образование? Какие перспективы?
Ты понимаешь, что многое для тебя закрывается. Для тебя открыты только те профессии, которые не дают перспектив. Ты не можешь работать головой, но можешь руками. Большинство отправляют на коробки, на швейку, на цветоводство; маляр, штукатур, повар, кондитер, ну, такие производственные работы. А я хотела большего.Учась в 9 классе в коррекционной школе, я хотела найти общеобразовательную школу и получить аттестат. Помню, как к нам на уроки приходили выпускники и говорили, что после коррекции они пошли учиться в вечернюю школу, и там есть физика, химия! А у нас таких предметов в принципе не было. Я тогда подумала: «Ничего себе, надо тоже идти дальше». В тот момент я тоже загорелась таким желанием. До «Вверха» я обзванивала столько вечерних школ, меня нигде не брали, говорили, что школы все закрываются или что не могут взять из-за того, что я из коррекции. И я думаю: все, конец, неужели все? Но обернулось все иначе. Одна девочка рассказала мне про «Вверх». Так я и оказалась здесь.
За сколько ты закончила «Вверх»?
Четыре года. Когда я пришла мне было 18 лет. Каждый год я думала: «Блин, хоть бы не остаться на второй год». Я видела, как оставались некоторые и на год-два, и я подумала, что я точно не тот человек, который будет оставаться. Многие уходят, не выдерживают этого напора нагрузки и отсеиваются. Кто понимает, что он не может -он уходит. А кто понимает, что он потянет - он здесь остается и тянет до конца. Каждый год я шла, чтобы не оставили, чтобы я прошла. И слава Богу за четыре года закончила.Помню, как в девятом классе подумала, что мне уже надоело и я хочу уйти. Я устала. Но оставалась-то только финишная прямая, и я отбрасывала эти мысли назад. Думаю, у каждого возникают мысли уходить. Безусловно, это мысли слабости. Я так думаю.
«А вас че там считать не учили?»
Во время учебы в «Вверхе» я пошла работать. Там мы делали сумки. Кто-то клеит, кто-то шьет. Это была очень монотонная работа. Помню мне в «Вверхе» дали решать примеры , и я на работе сидела занималась. Решала примеры и обсчиталась по количеству сумок, ко мне подошел мужчина, который там работал и говорит: «А вас че там считать не учили?». Было очень обидно.Люди, которые работают и учатся - это тоже такие люди-герои, потому что не каждый сможет, это очень выматывает. И я поняла, что пока с работой приостановлюсь и сконцентрируюсь на учебе. Надо выбрать что-то одно. Поэтому я подумала, что для меня главное. Пока это учеба.
«Вверх»
Мне где-то было сложно, где-то непонятно, но «Вверх» мне на самом деле много знаний дал. Я пришла - даже в столбик не умела считать. А «Вверх»- он дает возможность поверить в себя. Поверить в то, что нет ничего невозможного. То есть, если ты действительно хочешь, то все в твоих руках. Так это и работает.Я нашла тут друзей, знакомых. «Вверх» - это то место, где ты реально можешь расслабиться, забыть обо всем. Тебя поймут, ты можешь высказаться. Тут уровень энергетический другой. Я в своей квартире чувствую давящую атмосферу, а здесь спокойно было всегда, да и будет. Просто «Вверх» тебя направляет на путь истинный. А дальше все в твоих руках. Я благодарна за то, что поверили в меня, а я в себя.
Аттестат
Раньше я имела такую постоянную зацикленность на мысли: «Ты не такой как все». Я очень хотела этот аттестат. Каждый день о нем мечтала. Ты живешь и идешь, ты двигаешься и мечтаешь и при этом ты действуешь. Не просто - я сижу мечтаю на батарее, о том, что мне нужен аттестат, а это про то, что я иду и получаю этот аттестат. За четыре года очень устала и была морально истощена. И не зря люди говорят: мечты, когда ты о чем-то постоянно думаешь, материализуются. Как я представляла, так и получилось.Потом, когда ты уже получил то, что у всех есть, ты уже выровнялся в социальном моменте. Ты уже поверил в себя, и самооценка стала выше, намного. Сейчас мне спокойно. Нет уже зацикленности этой.
Для меня это серьезная первоначальная победа. Потому что за жизнь еще будет много побед. Всегда ты стремишься к чему-то новому и сам себя преодолеваешь, свои страхи, и поэтому для меня аттестат - это не просто аттестат. Такая долгая упорная дорога. Как сосуд наполняется жидкостью, так же ты наполнился знаниями и пошел дальше.
Что сейчас?
Сейчас я учусь в старших классах в общеобразовательной школе. Эта школа сотрудничает с «Вверхом», и ребята после того как заканчивают 9 класс, идут учиться туда. Готовлюсь к экзаменам, чтобы получить аттестат за 11 классов и поступить по специальности «зубной техник», но есть еще несколько вариантов.В первой смене учатся ребята 15-16 лет, и я вместе с ними. Они здравомыслящие, я с ними со всеми хорошо общаюсь. Но все равно мне 24 года, а я в 11 классе, и это же ужас. Возраст так давит. И в голове такой дисбаланс случается, хочется тоже преуспеть, тоже показать, что ты тоже можешь. Я подумала: не надо сдаваться. Я просто слово не люблю «сдаваться». Надо добивать.
«Вверх» и общеобразовательная школа. В чем разница для тебя?
В обычной школе я чувствую большее напряжение, так как тут оценочная система. Что мне нравилось в Центре: здесь нет оценок. Если ты не понимаешь, то тебе разжуют и положат. В обычной школе такого нет. Ты не понимаешь - твои проблемы, разбирайся сам. Никто не будет с тобой сидеть. Сначала это было тяжело. Каждый раз сидишь на уроке и боишься, что тебя вызовут к доске. А ты не то, чтобы боишься выйти к доске, а боишься, что тебя как-то осуждать начнут.Кем бы ты хотела быть, если не собой?
Альбертом Эйнштейном. Когда я училась уже тут в 7 группе, то я прям была ярой фанаткой Альберта. У меня даже была куплена в планетарии вся его биография, даже на аватарке он стоял. Его мать считала, что он умственно отсталый. А выяснилось, что он гений. И я подумала: может у меня так же?Света после коррекционной школы и сейчас. Что это за два человека? В чем их отличия?
Отличие в том, что, если брать ту Свету, которая была в интернате, то она не мыслила вообще. Она была здесь и сейчас, вот живет и живет. Она много чего не знала. Не знала, как общаться с людьми и была сильно неуверенной, наивной. Мои ровесники много знали, а я из-за моей программы в чем-то сильно отставала. Уровни разные были и сложно было общаться.Я никогда в жизни никому при знакомстве не говорила, что я заканчивала коррекционную школу. Никому, никогда. Я общалась в основном на лжи. И если спрашивали что-то, чего мы не проходили, то я пыталась увернуться. Сейчас я просто закрыла этот опыт. Было и прошло.
Творчество
Я рисую. Рисую разные абстракции. Два года тому назад я открыла для себя рисование. Бывает, когда тебе что-то щелкнет в голову, и ты начинаешь рисовать. Как у поэтов со стихами. Для меня это - свобода. Свобода самовыражения и отвлечение от реальности. Ты делаешь для себя, не для кого-то.Кем ты хотела быть в детстве?
Быть врачом. Поэтому я и говорю: в медицину хочу. Я даже не вижу себя в чем-то, не связанном с медициной. Мне биология и анатомия нравились еще с детства.Твои сильные стороны?
Упорство. Если что-то не получится, то я постараюсь до последнего бороться, чтобы получилось. Хочешь хорошо жить, надо сражаться. У меня всегда есть какая-то конкуренция. Вижу кого-то лучше себя и хочется лучшего обыграть. Закон каменных джунглей. Слабые умирают. Да, по факту это реальность.Одна учительница говорила мне: «Ты безнадежна». Я как вспомню, мне аж плакать хочется. Но я думала: ну ничего, вот увидите еще меня с аттестатом. А я в итоге его получила!
Бог
Бог для меня это тот, кто тебя направляет на нужный путь. А без него я не смогу жить. С ним спокойнее как-то идти в своем ритме, жить, дышать, питаться, спать. Когда есть внутренний духовный баланс. Бог у меня в сердце.
Что такое счастье?
Я долго думала, в чем мое счастье? Не знаю. Слово «счастье» само говорит за себя. Счастье - значит часть. Часть чего-то. Я предполагаю, что, если твой пазл соединится и получится что-то цельное - это и будет твое счастье. В моем понимании я, наверное, еще просто не нашла его. Оно меня найдет когда-нибудь.Твое состояние духа на данный момент?
Спокойствие и неспокойствие. Спокойствие, потому что уже скоро окончание школы. И это начало нового. А неспокойствие, потому что скоро уже экзамены.
Я благодарна, что существует «Вверх». Тем, кто здесь работает и занимается с каждым из нас. Вкладывает непосредственно свой труд в каждого ученика. В будущем я по возможности буду помогать. А пока буду двигаться вперед, оберегать свою мечту.