Вверх в фокусе: Мишель


Сколько ты уже учишься в «Вверхе»?
Скажу так: рекорд по продолжительности обучения в «Вверхе» я не установил (смеётся). Есть люди, которые оканчивают за два года, редкие исключения - за год. Есть те, кто приходит, уходит, возвращается и начинает по новой. Есть, кто учится по несколько лет подряд. А я учусь в «Вверхе» уже… почти три года.
Месяц я пробыл в шестой группе. Затем куратор_ка (в шестой группе была Н.И.) пригласила меня на разговор, где и сообщила, что знаний у меня достаточно, и можно с легкостью перейти на ступень выше. Желание перейти присутвовало, но оно было в слабой силе, так как коллектив, с которым я проходил обучение, был довольно дружным, можно сказать, даже сплоченным (а может, только мне так казалось). И возникла дилемма: либо остаться в комфортной среде, либо сделать шаг в неизвестность. Процесс принятия решения длился неделю. И, зная, на что подписываюсь и какие последствия могут быть, я все же дал тогда согласие на то, что я перехожу в другую группу.

Первый день вспоминаю с теплотой: восемь незнакомых лиц, ещё два новеньких в придачу, да еще половина учителей сменилось и добавилось. Ну прям красота (смеется). Бывало, что жалел о выборе, но сейчас понимаю, что…. это того стоило.

Возвращаюсь к продолжительности обучения. Где-то в начале обучения в восьмой группе появилась мысль, что обучение будет длиться больше, чем вышло в итоге (восьмая группа просто уникальна: то начну накручивать себя из-за боязни не сдать дисциплину, то чересчур нервничаю, то смеюсь, словно рыдаю, и далее, далее, далее). И когда один человек передал мне, что я перехожу в девятую группу, первая мысль моя была не «ура, я перешёл», а «В смысле? А как это?» Скажу сразу - растерянность была. Думал ведь, что ещё год-полтора потусуюсь где-нибудь, но никак не в девятой. Ведь это тогда значило: обучение практически каждый день, еженедельная сессия длиною в полгода, допуски к основным экзаменам, усиленная подготовка и так далее.

Радует то, что это пока завершилось (смеётся).

Кем ты хотел стать в детстве? Была ли у тебя какая-то детская мечта?

В моем случае, мечта появилась уже под конец детства (если делить жизнь на периоды). И её появлению я обязан своей учительнице по музыке. Она заметила, что у меня имеется слух и голос. И тогда она предложила… спеть. Конечно, особо этим заниматься не было желания (ну и сил), но, пропев пару концертов, я понял, что это получается хотя бы прилично, и появилась, таким образом, мечта (банальная, но для начала неплохо) быть на сцене и просто петь. Вот, о чем были мечты - не то, что сейчас.

Я выступал в течение почти 6 лет, пока мой голос не перестал быть пластичным и тянуть более-менее высокие ноты (но мы-то знаем с вами причину); иными словами, я стал обладателем голоса из-под ведра. Удивительно, что сцену не покидал вплоть до девятого класса, но все равно было осознание того, что до Флоренс и Адель как-то далековато (смеется).

Следом, уже в отрочестве, появилась мечта стать учителем русского языка и литературы. Не из-за того, что это у меня получалось лучше всего - скорее потому, что, зная язык, можно с ним взаимодействовать и создавать что-то удивительное. А литература помогает понять человека, найти для себя ответы на многие вопросы, и просто познакомиться с литературным искусством разных этносов, эпох и многих писателей. И ещё потому, что мне хотелось как-то по-своему это донести, чтобы ни одному студенту не было скучно.


Все было прекрасно, за исключением одного НО - каждый второй (особенно включая родственников) пытался отговорить меня от этого, приводили всем известные аргументы: от того, что это работа неблагодарная, до того, что получу ещё больше потрепанных нервов. Если в первый раз мечта улетучилась по всем известным и понятным причинам, то в этот раз не был выдержан натиск (смеется).

После этого мечта появилась вновь (раз уж пошёл вопрос о мечте, то тогда, если позволят, буду развивать ее до конца), и что радует, сохранилась и по сей день, а именно работать с тканями (иными словами - создавать одежду)
Есть часть заведений, которые ориентируются на ручной труд, и в таких заведениях существует до четырёх различных мастерских.

Появилась эта мечта очень неожиданно (для меня, по крайней мере) - в какой-то момент группу стали распределять по этим мастерским. Поскольку нас было столько, что можно поделить поровну, определяли в две мастерские. Помню, как учитель по слесарному делу объявлял, кто в какой. И помню, насколько его голос был пропитан разочарованием, когда он сказал, что меня отправили не к нему, а в… швейную мастерскую. В первый год он неоднократно говорил, что очень хотел меня видеть у себя (как оказалось, учителя мастерских не участвуют в отборе, и повлиять на это особо не могут). Не особо придавал значение его словам, но спустя время приходит осознание того, что… какая же удача, что меня отправили туда, куда в итоге попал. На тот момент мои однокурсники рассказывали, насколько это травмоопасно и трудно (параллельно обесценивая нашу мастерскую, поговаривая, что у нас намного легче). А спустя время я осознал, что если слесарное дело тяжко и больно физически, то швейное - тяжко и больно психологически. Но даже это не отпугнуло, и мечта до сих пор живет со мной.
Я слышала, ты принимал участие в создании литературного зина.

Удивительно то, что об этом еще кто-то помнит (смеётся).

Началось все в ноябре 2020 года. Среди студентов и преподавателей проводился опрос: «Что нового вы бы хотели привнести в наш Центр?». Я тогда написал своей кураторке о том, что можно было бы создать литературное содружество из желающих студентов и преподавателей.

Спустя пять месяцев кураторка оповещает, что создается литературный зин, и спрашивает, есть ли желание присоединиться к его созданию. Мой ответ не заставил себя долго ждать. В ту же минуту (или даже секунду) отвечаю: «Я определенно в деле!»

Помимо меня и Е.Т., моей куратор_ки (в то время еще моей преподавательница по математике), в состав редакции входили М.Д. и А.М. (и входят до сих пор).

После того, как мы в соцсетях объявили Open-call (литературный конкурс), материал в течение месяца стал постепенно собираться. Конкретных тем и жанров мы не обозначили, решили, что будет все лучшее в одном или, проще говоря, сборная солянка (не люблю это выражение, но что есть).

Схема довольно простая: «Вы просто присылаете нам своё неопубликованное произведение, мы в редколлегии решаем публиковать или нет, и позже мы сообщаем о судьбе рукописи». Был один конфуз, когда стих, отправленный нам, был без ведома опубликован, причем не самим автором. Я написал автору, что правило нарушено, и что принять не можем. Кто опубликовал - говорить не буду, но он знаком практически всему «Вверху».

Материал собран, готов к презентации и публикации, но некоторые обстоятельства и личные причины немного подкорректировали наши планы, и как итог - зин готов, но не опубликован. Поэтому даже сейчас у меня нет ответа на то, увидит ли онсвет, или останется чем-то иллюзорным. Если выйдет - буду рад, нет - значит так нужно.

Это был действительно интересный опыт. Посвятить себя литературной деятельности, понять, как может проходить создание зина - игра стоила свеч. По крайней мере, есть представление о том, как происходит этот процесс и что он из себя представляет.

А за что именно ты отвечал при создании зина?

Помимо обсуждения произведений, я отвечал за целый раздел, а также работал над визуальной частью (обложка и оформление некоторых разделов).

Раздел. Наверное, скажу так - раздел, который курировал я, является неким ответвлением от всего зина, так как он наполнен, по большей части, интервью с сотрудниками Центра. Работа велась так: почти каждый день я приезжал в библиотеку Достоевского, занимал свободное место, включал ноутбук, надевал наушники и дословно расшифровывал интервью.

Помимо этих интервью, в папке с видео, которую предоставила Т.Е., было заснято то, как она, со своей на тот момент группой (весна 2020 года, когда «Вверх» более менее переехал на Саввинскую набережную) готовились к конференции. Мне показалась интересной идея сделать из этого видео…. пьесу. Таким образом появилась мысль разнообразить раздел. Можно было тоже дословно перевести, но это было бы неинтересно, как если бы предложить краткий пересказ той книги, которую не продали издательству, а выпустить охота.

Как итог - почти каноничная пьеса с открытым финалом (смеется).

Ты обучался 3 года, и как думаешь, что «Вверх» смог тебе дать за это время?

«Вверх» показал мне, что я имею право на жизнь в целом, что действительно могу постоять за себя, что имею личные границы. В Центре мне открыли глаза на то, что я что-то могу и умею, и что несмотря на все трудности, я в силах их вынести. И наверное, я могу считать себя сильным человеком.
Какую бы ты назвал суперсилу или может быть, суперкачества, которые у тебя появились за время обучения?

Скорее не появились, а развились. Их два - терпение и ответственность. Но проблема в том, что иногда этим злоупотребляли. Примеры указывать не буду, но теперь, когда прошла кое-какая работа над собой, могу без боязни осуждения показать, что я чем-то недоволен и не согласен. Лукавить не буду - после этого стало чуть легче функционировать, терпение проявляю там, где оно действительно нужно, и перестаю проявлять свою гиперответственность, хотя бы под конец обучения.
Будешь ли ты продолжать обучение в «Вверхе» в 10-11 группе?

На самое животрепещущее давите (смеется).

В течение всего обучения в «Вверхе», моё мнение на этот счёт менялось неоднократно. В первый год я твёрдо был уверен, что после девятой группы дальше находиться здесь не планирую, ведь «Вверх» уже дал, что мог, и теперь дальше нужно крутиться самому. Во второй - уже были сомнения. В третий год эти сомнения… сохранились. В любом случае уже пару человек сказали, что будут рады видеть меня в десятой группе. Может, и буду приходить, может, нет. Покажет только время.

Кем ты видишь себя через 5 лет, чем бы ты хотел заниматься?

Никогда не смотрел (и даже не смотрю) так далеко. В определенный момент мне было достаточно того факта, что хоть живой (смеется).

А если предположить - то я занимаюсь тем делом, которое мне нравится, стараюсь сделать мир чуть лучше (наверное). И даже этого пока достаточно.

Есть желание работать а ателье, или даже в доме моды, но этот вариант даже для меня слишком крутой. И что больше занимаюсь литературной деятельностью. Насчет последнего - у меня есть родственник, он тоже пишет, правда не особо помню, что именно. Моя мама когда-то в детстве писала стихи и даже в какие-то журналы отправляла. Можно ли это считать чем-то наследственным или встроенным на генетическом уровне, не знаю. Но факт есть факт.

Говоря проще - вижу себя в месте, где работают с тканями, и пишу литературные произведения (а может, даже и статьи).


Поддержать работу Центра просто. Вы можете сделать пожертвование или оформить подписку на сайте. Мы благодарим каждого нового подписчика — 50, 100 или 300 рублей в месяц важны для того, чтобы помочь воспитанникам Центра учиться и расти, как личностям. Спасибо вам за доверие.